Все про рулевое управление | Чипмастер

Все про рулевое управление

Краткая характеристика конструкции рулевого управления

Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления

Регулировка зацепления червяк-ролик(или величины свободного хода рулевого колеса)

Замена рулевых тяг и наконечников

Заливка масла в рулевой механизм

Неисправности рулевого управления

 

Краткая характеристика конструкции рулевого управления

Система рулевого управления современных отечественных легковых автомобилей включает в себя три основных узла: рулевую колонку с рулевым колесом, рулевой механизм и рулевой привод (трапецию).

Рулевые колонки автомобилей бывают цельные — с одним рулевым валом (например, ВАЗ-2101; -2103; -2106; -2108) или составные — с промежуточным карданным валом (ВАЗ-21213; ВАЗ-2105). В состав рулевой колонки встраиваются элементы пассивной безопасности, деформирующиеся при ударе и повышающие травмобезопасность. На ВАЗ-2121 и его модификациях применяется рулевой механизм типа «червяк-ролик». Червячные рулевые механизмы всегда имеют две регулировки. 

Рулевые приводы представляют собой набор из нескольких рулевых тяг с шарнирными соединениями. При червячном рулевом механизме в состав рулевого привода входит маятниковый рычаг.

Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.

Задача диагностики — определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

  • Прежде всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1…1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром подлежит замене.
  • Проверьте затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
  • Проверьте отсутствие люфта маятникового рычага. Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
  • Проверьте состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами. 
  • Проверьте отсутствие подтекания масла. Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
  • Проверьте крепление рулевой колонки. Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в осевом направлении. Если же такое перемещение есть — проверьте, затянуты ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
  • Проверьте величину свободного хода рулевого колеса, это наиболее часто встречающийся дефект — увеличенный свободный ход, «люфт» рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов. Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления, появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку. Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в пределах зазора. Если он не превышает 18…20 мм — все в порядке, если больше — устраните люфт, который обычно возникает в двух местах. Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах. Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых, возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку, попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко почувствуете толчки и стуки. 

Регулировка зацепления червяк-ролик (или величины свободного хода рулевого колеса)

В процессе работы этой пары вращения происходят износ и выработка их рабочих поверхностей. В первую очередь это касается витков червяка. Образуются зазоры, которые необходимо ликвидировать. Сущность регулировки необходимого зазора в зацеплении «червяк-ролик» (а без зазора они работать не будут — заклинят) состоит в следующем. Оси вращения ролика и червяка находятся не на одном уровне. Ось ролика находится выше, а вал сошки, в вырезе которого установлен ролик, имеет возможность перемещаться вверх-вниз в осевом направлении. Опуская вал, вы приближаете ролик к червяку, зазор уменьшается. Поднимая его, вы увеличиваете зазор. В верхней части вала сошки имеется прямоугольный паз, в который входит плоская головка регулировочного винта, завёрнутого в верхнюю крышку рулевого механизма. Заворачивая или отворачивая этот винт, вы, поднимая или опуская вал сошки, производите регулировку необходимого зазора в зацеплении.  

Порядок проведения операции следующий (на примере ВАЗ-«классика») (см. рис.). Вы должны убедиться, что в подшипниках червяка установлен необходимый натяг. Отверните контргайку 2 регулировочного винта 3 и снимите фасонную стопорную шайбу 5. Ваш помощник должен покачивать рулем, как при проверке люфта. Г-образной отверткой 4 заворачивайте регулировочный винт 3 до устранения люфта. Проверьте легкость вращения рулевого колеса, как это было описано выше. Если все отрегулировано правильно, наденьте фасонную шайбу 5, закрутите и затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт 3. 

Замена рулевых тяг и наконечников

Перед снятием боковых тяг обратите внимание на то, как она установлена. Длинный наконечник — внешний — присоединяется к поворотному кулаку, а короткий — внутренний — соединяется с сошкой. Средняя тяга выпуклой стороной обращена к двигателю. 

Расшплинтуйте и отверните гайки, которыми шаровые пальцы боковых тяг крепятся к рычагам на поворотных кулаках. Съемником (см.рис.) выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу. Пользуясь съемником, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой. Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60 градусов для обеспечения шплинтовки.

Не забудьте, что после замены рулевых тяг или наконечников необходима обязательная регулировка углов установки (схождение и развал) колес.

Посмотрите также отсканированный буклет, прилагаемый к рулевым наконечникам «Кедр».

Заливка масла в рулевой механизм

Рулевые механизмы типа «червяк-ролик» работают в масле. Дело в том, что в контакте витков червяка с гребнями ролика возникают большие усилия. При недостатке или отсутствии смазки в этом месте из-за очень большого трения будет происходить усиленный износ деталей. Кроме того, требуют смазки подшипники червяка и игольчатые подшипники, на которых вращается ролик. Для смазки деталей рулевого механизма используется обычное трансмиссионное масло. В настоящее время выпускаются много этих масел, все они годятся для рулевого механизма.

Рулевой механизм, как запчасть, может поставляться в торговую сеть как снаряженным и заправленным маслом, так и без него. В последнем случае требуется обязательная заливка масла. Заливать масло можно как после установки рулевого механизма на машину, так и до этого. 

Отверните пробку 1 (см. рис. в пункте «Регулировка зацепления червяк-ролик»), закрывающую заливное отверстие в верхней крышке. Вставьте в отверстие воронку с тонким шлангом, через которую будете производить заливку. Масло перед заливкой желательно предварительно подогреть до температуры 60-80 градусов — тогда оно менее вязкое и лучше течет. Если вы заливаете масло в рулевой механизм, установленный на машине, необходимый объем масла определяется просто: заливаете до среза заливного отверстия. Если же заливка производится в снятый механизм, нужно достаточно точно отмерить мензуркой необходимый объем масла, указанный в инструкции на автомобиль (например, для автомобиля ВАЗ это 0,215 л). Не больше и не меньше. Перелив в данном случае гораздо опаснее недолива. Рулевой механизм установлен на машине в наклонном положении. Залитое в него масло занимает не весь внутренний объем. Верхняя часть полости картера содержит воздух, который служит компенсатором температурного расширения масла и корпуса редуктора. Ведь рулевой механизм расположен в подкапотном пространстве, где возможны очень большие перепады температуры.  

Если вы заполните картер полностью, то масло, нагреваясь от двигателя, начнет выдавливать уплотнительные манжеты. Так что — не переливайте. Лишним маслом только кашу не испортишь.

Неисправности рулевого управления

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма.

Затяните гайки.

Ослабли гайки шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Отрегулируйте зазор.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком.

Отрегулируйте зазор.

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками.

Замените втулки или кронштейн в сборе.

Увеличенный зазор в подшипниках червяка.

Отрегулируйте зазор.

Ослабли болты крепления промежуточного вала рулевого механизма к валу червяка или к верхнему валу рулевого механизма.

Затяните болты.

Тугое вращение рулевого колеса 

Низкое давление в шинах передних колес.

Установите нормальное давление.

Неправильная установка углов передних колес.

Проверьте установку колес и отрегулируйте.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

Отрегулируйте зазор.

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага.

Отрегулируйте затягивание гайки.

Деформация деталей рулевого привода.

Замените деформированные детали.

Повреждение деталей шаровых шарниров.

Проверьте и замените поврежденные детали. 

Отсутствует масло в картере рулевого механизма.

Проверьте уровень масла и залейте. При необходимости замените поврежденный сальник.

Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления.

Замените подшипники.

Шум (стуки) в рулевом управлении 

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес. 

Отрегулируйте зазор.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками.

 Замените втулки или кронштейн в сборе.

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага. 

 Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка.

 Отрегулируйте зазор.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов.

Затяните гайки.

Ослабление болтов крепление вала рулевого управления.

 Затяните гайки болтов.

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс

Давление в шинах не соответствует норме.

 Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

 Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

Отрегулируйте зазор.

Дисбаланс колес.

Отбалансируйте колеса.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

Отрегулируйте зазор.

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону

Неодинаковое давление в шинах.

Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Различная осадка пружин передней подвески.

Замените непригодные пружины.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените.

Неполное растормаживание одного или нескольких колес.

Проверьте состояние тормозной системы.

Неустойчивость автомобиля

Нарушены углы установки передних колес.

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес.

Отрегулируйте зазор.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

Проверьте и затяните гайки.

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

Проверьте и затяните гайки болтов.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка.

Отрегулируйте зазор.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

Проверьте кулаки и рычаги, деформированные детали замените.

Утечка масла из картера

Износ сальника вала сошки или червяка.

Замените сальник.

Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма.

Замените болты.

Повреждение уплотнительных прокладок.

Замените прокладки.

 

В нашем сервисном центре вы можете заказать диагностику двигателя.

Главная | Написать отзыв о статье

Email: volodushka@tochka.ru     тел: 8-916-611-16-59

©Чипмастер. Перепечатка материалов без согласия автора запрещена.