Доктор, катализатор еще жив или уже мертв?! | Чипмастер

Доктор, катализатор еще жив или уже мертв?!

Выхлопные газы.

При работе двигателя в выхлопных газах образуются:

  • СО — угарный, ядовитый газ без цвета и запаха. Образуется при неполном сгорании рабочей смеси. . На закрытых площадках и при большом скоплении транспорта этот газ может представлять угрозу для здоровья.
  • НС — углеводороды. Бензин состоит на 15% из водорода и на 85% из углерода, т.е. представляет собой чистый углеводород. Остаточные углеводороды (НС) образуются при неполном сгорании топлива.
  • СО2 — углекислый газ образуется при работе исправного двигателя. При низком содержании СО и НС в выхлопных газах СО2, составляет от 13 до 15%.
  • О2 — кислород представляет собой газ, концентрация которого в воздухе составляет 21%, необходимый для сгорания топлива.
  • NOx — окислы азота – группа ядовитых газов, образующихся при высоких температурах и высокой компрессии.

Как устроен нейтрализатор и для чего он нужен?

Нейтрализатор имеет окислительный и восстановительный катализаторы. Блоки установлены в неразборном металлическом корпусе.

В автомобиле катализатор устанавливается в экологических целях. Применение нейтрализатора значительно снижает выбросы в атмосферу углеводородов, окиси углерода и окислов азота. При прохождении отработавших газов через нейтрализатор большая часть углеводородов превращается в водяной пар, окись углерода – в двуокись углерода (углекислый газ), оксилы азота – в азот, т.е. в нетоксичные соединения.

Почему катализаторы выходят из строя?

1. Основная проблема, это некачественный бензин. В результате попадания тетраэтилсвинца в катализатор соты оплавляются, забиваются и проходимость выхлопных газов постепенно снижается.

2. Наши дороги. Ледяные торосы и куски скальной породы способны с первого удара расколоть хрупкую керамику, тоже самое произойдет если заехать в глубокую лужу. Соты трескаются, перемещаются внутри корпуса, дребезжат, вносят дополнительные плавающие неисправности.

Удалять или нет?

Бытует мнение, если удалить катализатор машина превращается в гоночный болид. Конечно, если соты в нем расплавились и перекрыли путь отработавшим газам, такая операция пойдет ему на пользу, но удалять исправный катализатор, надеясь получить прибавку в мощности, не следует, можно получить противоположный, отрицательный результат. Самый правильный вариант — заменить убитый катализатор новым. Для некоторых его стоимость выглядит просто нереальной, а другие не видят смысла выкладывать некоторую сумму на то, что, на их взгляд, не является такой уж необходимостью. Другой вариант — заменить систему выпуска на аналогичную, но без катализатора. Третий вариант — вставить вместо него кусок трубы. Четвертый вариант — удалить из него внутренности. В любом случае, выбор за вами.

Доктор, катализатор еще жив или уже мертв?

В процессе поиска неисправности очень часто выбивают катализаторы и иногда совершенно напрасно, т.к. многие из них абсолютно исправные. После установки «пустого бочка» на место, «мастер» с удивлением обнаруживает, что ничего в работе двигателя не изменилось, неисправность осталась. Разводя руками, думает: Что же делать дальше, что еще выломать, чтобы двигатель заработал нормально?! 🙂

Для того, чтобы не попадать в такие сутуации, умные люди придумали разные приборы, от простых стрелочных манометров противодавления в выпускной системе до профессиональных мотор-тестеров. Об одном из таких методов быстрой проверки катализатора пойдет речь ниже.

Клиент пригнал автомобиль Шевроле-Нива с жалобой: Машина не едет больше 80км/час. Я проехал на ней. Машина, действительно, больше 80км/час не едет и с трудом набирает обороты, как-будто её придерживают сзади.
По первым признакам очень похоже на низкое давление топлива или высокое противодавление в выпускной системе(есть, конечно же, еще другие причины, но они не входят в рамки публикации этой статьи). В рембоксе я подключил манометр, проверил давление топлива — все ОК! Следующий шаг — проверка нейтрализатора. Для быстрой проверки я использую мотор-тестер MTS-5100 с датчиком давления. Метод очень прост и надежен, им можно проверить нейтрализатор в течении 10 минут! Выворачиваю любую свечу, в данном случае второго цилиндра(на этом двигателе удобнее сделать диагностику вывернув вторую свечу), вворачиваю датчик, подсоединяю его к мотор-тестеру. В высоковольтный провод 2-го цилиндра устанавливаю разрядник 10кВ, запускаю двигатель. По полученной осциллограмме можно судить о нейтрализаторе: забит/не забит. В этой машине нейтрализатор оказался забитым, это видно по повышенному противодавлению.

Осциллограмма неисправного катализатора. Холостой ход

Осциллограмма неисправного катализатора. 2700об/мин

После демонтажа нейтрализатора еще раз убедился в правильно поставленом диагнозе, на все 100%!

Взгляд вовнутрь Закупореные соты

Я не сторонник выбивать и удалять нейтрализаторы, но в этой машине у меня не было выбора, тем более, что в магазине не нашлось такой запчасти(он сделан воедино с резонатором). На рынке за него попросили 5500-6000 рублей. В данном случае я не мог взять на себя ответственность (до хозяина я не дозвонился) по покупке нового нейтрализатора и поэтому удалил из него внутренности.

Содержимое катализатора

Так выглядят забитые соты нейтрализатора.

Закупореные соты Материал, забивший соты, похож на песок

После установки «нейтрализатора» на место, измерил еще раз противодавление. Оно снизалось на 70-80kРа!

Осциллограмма пустого катализатора. Холостой ход

Осциллограмма пустого катализатора. 2700об/мин

Двигатель наконец-то ожил!

По просьбе владельца сделал чип-тюнинг, машина стала еще резвее!

16.05.05.